Андре Лефевр «О надзирателях при воспитании из Енциклопедии» (1770 году)

А знаете ли вы, сколько лет самой старенькой книге в нашей библиотеке? 255! И листать ее можно только в перчатках, бережно охраняя каждую страницу. Это произведение французского энциклопедиста Андре Лефевра «О надзирателях при воспитании из Енциклопедии», изданное в 1770 году.

В книге собраны статьи, в которых подробно рассматриваются вопросы воспитания детей грудного и младшего возрастов, а также подготовка будущих государственных особ. В XVIII веке воспитание считалось искусством, требующим особого подхода и знаний.

Детская нянька – это не просто помощница в доме, а женщина, которой знатные и богатые люди доверяли самое ценное – воспитание своих младенцев. Андре Лефевр подчеркивает: «От первых впечатлений, получаемых младенцем, зависят его первые склонности; от первых его склонностей – первые его привычки, а от сих привычек будут, может быть, зависеть достоинства и недостатки его разума, и почти всегда добродетели и пороки его сердца».

Дети учились дома, их день был строго регламентирован. Ранний подъем сопровождался молитвой, после чего ребенок должен был поприветствовать родителей, повторить изученное и заняться различными делами. В книге уделено внимание методам наказания детей за провинности. Андре Лефевр утверждает, что наказание за малые проступки должно заключаться в уведомлении о них родителям: «Он будет няньку просить, чтобы она не сказывала; но она должна быть неумолима и не только не скрывать его проступок, но еще их и увеличивать. Надобно его сделать чувствительным к стыду, если кто хочет, чтоб он чувствительным был к чести».

За более серьезные проступки наказанием может стать лишение родительской ласки или запрет на общение с родителями. «Чтобы приобрести ему родительскую к себе милость, надобно, чтобы он ее заслужил», – подчеркивает автор, напоминая о важности осознания своих ошибок.

Андре Лефевр описывает важность выбора наставников для будущих государственных особ. Наставник (дядька) должен обладать твердостью духа, кротостью поведения и постоянством нрава. Обычно в качестве наставников выбирали ученых либо военных людей. Эта должность включала в себя не только надзор за поведением и обучением, но и формирование мировоззрения, моральных качеств и даже политических взглядов.

В современной России роль дядьки-наставника можно сопоставить с функциями куратора в вузе или тьютора, но в XVIII веке она была гораздо более комплексной и важной.

Познакомиться с этим книжным памятником можно в Электронной библиотеке Югры.